Полацкі Краязнаўчы музей
В экспозиции Краеведческого музея среди предметов, связанных с Отечественной войной 1812 года, находится медаль «За взятие Парижа 19 марта 1814 года». Эта награда была учреждена 30 августа 1814 года манифестом императора Александра I в связи с победоносным взятием Парижа русскими войсками.
На лицевой стороне серебряной медали помещено изображение Александра I в лавровом венке и в сиянии расположенного над ним лучезарного «всевидящего ока». На оборотной стороне, также в лавровом венке, - прямая пятистрочная надпись: «ЗА ВЗЯТIЕ ПАРИЖА 19 МАРТА 1814.». Медаль имеет поперечное ушко для подвески на ленте. Носили награду на груди на впервые введенной комбинированной Андреевско – Георгиевской ленте. Она была обычной ширины, но состояла из двух узких ленточек: Андреевской – голубой и Георгиевской – оранжевой с тремя черными полосами.
Медаль предназначалась для награждения всех участников взятия французской столицы – от солдата до генерала. Однако награждение отложили, поскольку деликатный император не хотел лишний раз напоминать французам о недавнем унижении Парижа. Лишь спустя 12 лет заслуженные медали были вручены героям войны по велению нового императора Николая I, который «…накануне годовщины вступления русских в Париж, 18 марта 1826 года, велел освятить эту медаль на гробнице своего брата (Александра I)».
Выдача награды участникам продолжалась до 1 мая 1832 года. Всего было выдано более 160 тысяч медалей.
экспозиции Краеведческого музея, посвящённой событиям 1812 г. на Полотчине, представлено несколько наград в честь побед русской армии в битвах с французами. Одна из них — медаль «В память Отечественной войны 1812 года» из тёмной бронзы, которой в отличие от серебряной «боевой» медали, награждались представители дворянства и купечества, содействовавшие победе русских войск. Награда была учреждена в августе 1814 г. через восемь месяцев после выдачи серебряных медалей, которые в свою очередь предназначались для всех участников сражений от простого солдата до генерала.
На лицевой стороне медали помещено изображение «всевидящего ока», внизу – надпись «1812 годъ». Оборотная сторона награды содержит надпись в четыре строки «НЕ НАМЪ // НЕ НАМЪ // А ИМЕНИ // ТВОЕМУ», что является сокращением цитаты из Псалтыря и дословно означает «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даруй славу, по милости Твоей и по истине Твоей».
Медаль диаметром 21 мм (малая бронзовая медаль), крепилась к Владимирской ленте. Общий тираж — 7 606 тысяч экземпляров. Первоначально её планировалось выпустить с профильным портретом императора Александра I. Однако по неизвестным причинам медаль была чеканена с лучезарным «всевидящим оком». Солдаты отзывались об этом с некоторой иронией, будто это «око» самого М.И. Кутузова: «у него, батюшки, один глаз, да он им более видит, чем другой двумя».
У участников войны 1812 г. медаль пользовалась огромной популярностью и почиталась во всех слоях русского общества, став своеобразным “удостоверением” участия в освободительной Отечественной войне, которая воспринималась народом как общенациональный подвиг.
Победа русских войск у деревни Клястицы (сегодня находится в Россонском районе Витебской области) 20 июля 1812 г. прославила имя генерал-лейтенанта П. Х. Витгенштейна. После разгрома французских войск под Клястицами Наполеон Бонапарт окончательно отказался от идеи захватить Санкт-Петербург, в то время столицу Российской империи.
Император Александр I наградил смелого и решительного полководца Петра Витгенштейна орденом Св. Георгия 2-й степени. В честь «спасителя Петербурга», как стали называть Петра Христиановича, было выпущено множество его гравированных изображений. Одна из памятных медалей с его профилем представлена в экспозиции Краеведческого музея.
Круглая медаль с барельефным профилем П. Х. Витгенштейна была отлита из чугуна на Олонецком Александровском заводе (сегодня Онежский тракторный завод, Республика Корелия, г. Петрозаводск). В верхней части по окружности помещена надпись «ГРАФЪ П. Х. ВИТГЕНШТЕЙНЪ». Диаметр медали — 10,5 см. Чугун применен литейщиками не из-за дефицита бронзы, а потому, что его цвет оказался наиболее удачным для подобных художественных миниатюр. По мнению мастеров, он придавал портретным медалям особую торжественность и выразительность.
Памятную медаль, выполненную в первой трети XIX в., передал в музей в 1971 г. коллекционер из г. Челябинска.
